Балансировка колеса

Балансировка колеса на СТО

После монтажа шин проводят балансировку колеса в сборе. Современные автомобили обладают высокими скоростями, при которых дисбаланс вызывает существенные неуравновешенные силы, поэтому балансировка колес имеет большое значение для безопасности движения, снижения износа механизмов ходовой части автомобиля и шин.

Различают статическую и динамическую неуравновешенности колес. Под статической неуравновешенностью колес понимают такую неуравновешенность, когда центр тяжести не совпадает с осью вращения. Динамическая неуравновешенность характеризуется распределением массы по ширине колеса и может быть выявлена только при его вращении.

При вращении колеса непрерывно меняются положение неуравновешенной массы и направление действия центробежной силы. В момент, когда тяжелое место находится внизу, центробежная сила прижимает колесо к дороге, а через 180 градусов она действует в противоположном направлении. В горизонтальной плоскости, проходящей через ось колеса, центробежная сила стремится повернуть колесо около шкворня сначала в одном, а затем (через 180 градусов) в противоположном направлении.

У динамически несбалансированного колеса неуравновешенные массы приводятся к двум массам, лежащим в диаметральной плоскости и образующим при вращении колеса центробежные силы. Эти силы, действуя в противоположных направлениях, создают пару сил с крутящим моментом, который и характеризует величину динамического дисбаланса. При этом появляются вибрации или биение колеса в радиальном и боковом направлениях.

Дисбаланс колеса зависит от размеров и веса шины, точности ее изготовления, радиального и бокового биения посадочных полок и закраин обода, точности изготовления и взаимного расположения обода, диска колеса, ботового и замочного колец, точности установки колеса на ступице и др.

Дисбаланс колес может появиться или изменится также и в процессе эксплуатации. Это происходит при резких торможениях, пробуксовывании, заносах на крутых поворотах, а также при неисправности ходовой части автомобиля (эллипсность тормозных барабанов, неправильная работа тормозных колодок и пр.). В эксплуатации дисбаланс колес изменяется в несколько раз как в торону увеличения, так и в сторону уменьшения.

В основе определения величины и места расположения на колесе дисбалансных масс лежит возникновение разности центробежных сил, расположенных несимметрично относительно оси профиля шины.

После балансировки для уравновешивания колеса в частях обода. Противоположных тяжелым местам колеса, закрепляются балансировочные грузики. Величина грузиков подбирается по показаниям станка проверяется повторением балансировки.

Балансировку колес рекомендуется производить со следующей периодичностью: для легковых автомобилей примерно 10 тыс. км, для грузовых и автобусов — при появлении биений на рулевом колесе и колебаний передней части автомобиля.

Рубрика: