Диагностика технического состояния автомобилей

Диагностика технического состояния автомобилей на СТО

Методы нормирования режимов ТО автомобилей базируются на среднестатистических данных (периодичность, объем работ и др.), не учитывающих индивидуальные качества автомобилей. Последнее же зависит при производстве от неизбежного рассеивания их качественных показателей в результате технологических допусков и неточностей при сборке, а в процессе эксплуатации эти качества изменяются в зависимости от сроков службы автомобилей и различных условий эксплуатации. В результате существующая система ТО и ремонта не всегда обеспечивает оптимальное техническое состояние автомобилей и соответственно высокий коэффициент технической готовности, а следовательно, их надежность. Возникает естественная необходимость в индивидуальном подходе к автомобилю при определении его технического состояния и последующего устранения неисправностей при ТО или ТР. А это, в свою очередь, дает возможность корректировать объемы и периодичность ТО.

Наиболее эффективными в этом отношении являются методы диагностики технического состояния автомобилей.

Термин «диагностика» происходит от греческого слова «диагнозис», что означает распознавание, определение.

Под диагностикой автомобиля, агрегата, узла или механизма принято пониать определение их технического состояния в данный момент без разборки с целью выявления скрытых неисправностей, предупреждения внезапных отказов, определения обхема некоторых работ и прогнозирования ресурсов до очередного ТО или ремонта. Диагностика включает методику определения неисправностей и технические средства для ее осуществления.

Любое техническое устройство (автомобиля, агрегат, узел) может быть представлено как упорядоченная структура связанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для выполнения заданных функций. Структура автомобиля и его агрегатов оценивается показателями, которые называют структурными параметрами. Структурный параметра — это качественная мера, характеризующая свойство структуры определенной системы или ее элемента. Например, для детали структурными параметрами являются: размеры, геометрическая форма и т. п.; для агрегата — его компоновка, конфигурация, число деталей и т. д.

Техническое состояние автомобиля, агрегата, узла или механизма оценивается по диагностическим параметрам, а определение необходимости выполнения операции ТО или ремонта — по предельным значениям этих параметров.

С практической точки зрения очень важно уметь правильно выбрать величину предельно допустимых отклонений параметров от номинальных значений, соответствующих хорошему техническому состоянию агрегатов и узлов автомобиля. При малых отклонениях могут возникнуть большие затраты на обслуживание и ремонт, обусловленные частыми регулировками, ремонтами и не всегда оправданной заменой деталей. При больших отклонениях затраты меньше, ну ухудшается надежность работы и снижается безопасность движения.

Выявление закономерностей и причин изменения технического состояния объекта под влиянием факторов первого вида является основной задачей диагностирования, поскольку наибольший эффект при эксплуатации автомобилей можно получить за счет своевременности и качества технического обслуживания. Выявление закономерностей изменения технического состояния под воздействием факторов второго вида необходимо для определения критериев исправности и определения потенциальных резервов ресурса объекта. И, наконец, выявление факторов третьего вида необходимо для определения статистических характеристик надежности объекта.

Рубрика: